РУССКИЕ ШАХМАТЫ

ПРАВИЛА

ПРАВИЛА

Здесь будет находиться полный текст правил, но можно их изучить гораздо быстрее, если Вы уже умеете играть в обычные  шахматы. Смотрите видео, там я учу играть в таврели всего за три минуты.
Для тех, кто умеет играть в классические шахматы:
1. Такая же доска, столько же фигур, другие названия, но ходят они также. Все правила обычных шахмат сохраняются, даже рокировка и взятие на проходе.
2. Главное отличие — фигуры не рубят, а берут в плен, вставая на шашку противника, образуя башни.
3. Каждая пешка стоит напротив той фигуры, в которую превращается на последней горизонтали.
4. Королевская пешка превращается в хелги — ферзь и конь в одной фигуре.
5. Башни можно и нужно строить из своих фигур, самая сильная состоит из двух слонов, ферзя и хелги под ним.
6. Вся башня ходит по правилам хода верхней фигуры.
7. Башню можно разделить во время своего хода только на две части в любом соотношении.
8. Получившаяся новая башня сразу становится активной, а если это на последней горизонтали и сверху пешка (ратник), она сразу превращается в свою фигуру.
8. На короля (волхва) нельзя ставить фигуры. Он может встать на любую.
9. Пешка (ратник) встает на свои фигуры, если они перед ними, а на чужие наискосок, по правилам взятия в плен.

10. Если ратник, превратившийся в свою фигуру, участвует в размене и на него встает фигура противника, то он опять становится обычным ратником, и его вновь для превращения нужно провести на последнюю горизонталь.

Правила игры взяты из книги В.Ивановского, О.Свирина «Русские шахматы, таврели».
1. Характер и цели игры.
1.1 Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, поочередно перемещающими таврели (фигуры) на квадратной игровой доске– тавлее. Начинает партию имеющий белые таврели. Игрок получает право очередного хода, когда его партнер ход завершил.
1.2 Цель игры – атаковать волхва партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов для защиты своего волхва от «пленения» на следующем ходу. В этом случае. считается, что игрок поставил мат волхву партнера и выиграл партию. Партнер, волхву которого поставлен мат, проиграл партию. Партия может окончиться ничьей в
случаях, указанных в п.п. 5.2 – 5.5.
2. Начальная позиция
2.1 Тавлея (игровая доска) состоит из 64-х равных квадратов (8×8), поочередно светлых («белые» поля) и темных («черные» поля). Она располагается, между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
2.2 Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями».
Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями».
Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются «диагоналями».
2.3 В начале партии каждый из игроков имеет по 16 светлых и темных таврелей (фигур) – «белые» и «черные». Эти таврели обычно обозначаются следующими символами:

Волхв или король в русских шахматахВолхв или король в индийских шахматах

 

Князь или ферзь в русских шахматахКнязь или ферзь

 

РатоборецРатоборец или ладья

 

ЛучникЛучник или слон

 

ВсадникВсадник или конь

 

ратникРатник или пешка

 

2.5 Каждый ратник в начале партии должен быль установлен перед той таврелью, чей символ изображен на нижней и (или) боковой поверхности таврели ратника. Перед волхвом устанавливается ратник с символом хелги –.
3. Ходы таврелей
3.1 Ни одна из таврелей, за исключением всадника или волхва и ратоборца
при рокировке, не может перемещаться через поле, занятое другой таврелью. Ни одна из таврелей в процессе партии не снимается с игровой доски. Все таврели могут при своем ходе ставиться па другие таврели (свои или партнера), образуя башни. Исключение: на волхва не может ставиться
ни одна таврель.
2.4 Начальная позиция таврелей в партии такова:
3.2 Башни могут перемещаться по правилам хода верхней таврели. Башня может быть перемещена как полностью, так и разделяясь на две части.
При этом ее нижняя часть остается на прежнем поле и действие этой части начинается немедленно (по правилам хода ее верхней таврели).
При дальнейшем описании ходов таврелей под термином “таврель” подразумевается и башня, на верху которой установлена данная таврель.
3.3 Князь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.
3.4 Ратоборец ходит на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых он стоит.
3.5 Лучник ходит па любое поле по диагонали, на которой(ых) он стоит.
3.6 Всадник ходит на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали. Он не воздействует на пересекаемые им при ходе поля.
3.7 Ратник ходит вперед на поле, расположенное непосредственно перед ним на той же самой вертикали и не занятое таврелью партнера.
С исходной позиции ратник может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля свободны от таврелей партнера.
Если на этих полях находятся свои таврели, то ратник может образовать с ними башню, занимая своим ходом верхнее положение. Ратник, который уже ходил и в процессе игры вновь попал на исходное поле на 2-й и 7-й горизонталях соответственно для белых и черных, теряет право продвижения вперед сразу на два поля.
Ратник ходит на поле, занимаемое таврелью партнера, которое
расположено по диагонали впереди на смежной вертикали, образуя новую башню.
Ратник, атакующий поле, пересеченное ратником партнера, который продвинул его с исходной позиции сразу на два поля, может образовать с ним башню (“пленить” его), как если бы последний ход ратника партнера был только на одно поле.
Когда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, он должен быть превращен в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции и чей символ изображен на его нижней
и (или) боковой поверхности. Это превращение является частью того же хода. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, должен быть превращен в соответствующую таврель только в том случае, когда он останется на поле этой горизонтали единственной
таврелью или верхней в составе башни. Если превращенный ратник пленяется таврелью партнера, он вновь становится обычным ратником.
3.8 Хелги ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых он стоит, а также на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали и диагонали. Таким образом, возможность перемещения хелги соответствует объединенным возможностям князя и всадника.
3.9 Волхв может перемещаться на любое примыкающее поле, которое не атаковано ни одной из таврелей партнера. Ходом волхва является и рокировка – перемещение волхва и одного из ратоборцев того же цвета по крайней горизонтали. Рокировка выполняется следующим образом: волхв перемещается с его исходного ноля на два поля по направлению к ратоборцу, затем ратоборец переставляется через волхва на последнее поле, которое только что волхв пересек.
Позиция после короткой рокировки белых и длинной
рокировки черных.
Рокировка становится невозможной, если волхв и ратоборец уже ходили.
Рокировка временно невозможна:
-если поле, на котором стоит волхв, или ноле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из таврелей партнера;
-если между волхвом и ратоборцем, с которым производится
рокировка, на одной горизонтали находится какая-либо таврель.
Игрок не может делать ход, который оставляет или ставит своего волхва под удар таврели партнера.
4. ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ
4.1 При своем ходе игрок может поправить одну или более таврелей (или башен) на их полях при условии, что он сначала выразит свое намерение (например, сказав “поправляю”).
4.2 В других случаях (кроме приведенного в п. 4.1), если игрок при своем ходе умышленно касается на игровой доске одной или более таврелей, он должен сделать ход первой тронутой таврелью.
4.3 Если игрок умышленно касается ратоборца, а уже затем волхва, рокировка не разрешается (в этом случае применяется п. 4.2)
Если игрок, намеревающийся рокировать, касается волхва или волхва и ратоборца одновременно, и рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен рокировать в другую сторону при условии, что эта рокировка возможна, или же сделать ход волхвом. Если волхв не имеет ходов, игрок свободен сделать любой возможный ход.
4.4 Если ни одна из тронутых таврелей не может пойти, игрок может сделать любой другой ход.
4.5 Если партнер нарушил п. 4.2 или 4.3, игрок не может заявить об этом после того, как он сам намеренно коснется таврели.
Если таврель отпущена на поле как возможный ход или часть
возможного хода, она не может затем пойти на другое поле.
Ход считается сделанным, когда все требования п.п. 3.1 – 3.9
выполнены.
5. ЗАКОНЧЕННАЯ ПАРТИЯ
5.1 Партия выигрывается игроком, который поставил мат волхву партнера. Это немедленно заканчивает игру.
Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру.
5.2 Партия считается закончившейся вничью, если в ответ на ход партнера игрок не имеет никаких возможных ходов и его волхв не под шахом.
Это положение называется “патом”. Это немедленно заканчивает игру.
5.3 Партия заканчивается вничью по взаимному соглашению между игроками во время игры. Это немедленно заканчивает игру (см. п. 9.1).
5.4 Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникает или возникла на игровой доске трижды (см. п. 9.2).
5.5 Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения ратников и без построения новых башен (см. п. 9.3).
ТУРНИРНЫЕ ПРАВИЛА
6. ШАХМАТНЫЕ ЧАСЫ
6.1 “Шахматные часы” – это устройство с двумя циферблатами,
соединенными друг с другом так, что в любой момент могут работать часы только одного из партнеров.
Термин “Часы” означает показание времени на одном из двух
циферблатов.
Термин “Падение флажка” означает истечение выделенного времени на обдумывание ходов.
6.2 При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать определенное число или все ходы в заданный период времени; или при использовании электронных часов кроме основного контроля может устанавливаться определенное дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.
Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают определенное основное время на обдумывание, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, уменьшение основного времени начинается только после того, как истекает добавочное фиксированное время. Если игрок остановил свои часы до истечения этого фиксированного времени, основное время не увеличивается независимо от количества использованного добавочного времени.
6.3 Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 8.1.
6.4 Арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.
6.5 Когда наступает начало игры, пускаются часы игрока, который имеет белые таврели.
6.6 Игрок проигрывает партию, если он опаздывает на игру более чем на один час после запланированного начала игры (если только арбитр не решит иначе).
6.7 В течение партии игрок, сделав свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. п.п. 5.1, 5.2 и 5.3). Время между сделанным ходом и переключением часов считается частью времени, отведенного игроку.
Игрок должен останавливать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.
Игрокам запрещается применять излишнюю силу при переключении часов, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии с п. 13.4.
6.8 Флажок на часах считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт или когда заявление об этом было сделано одним из партнеров.
6.9 Если игрок не сделает заданное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются п.п. 5.1, 5.2 и 5.3.
6.10 Показания шахматных часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен использовать весомые аргументы.
6.11 Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.
6.12 Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы. Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться за помощью арбитра.
Арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.
6.13 Если произойдет какое-либо нарушение и таврели должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.
6.14 Экраны, мониторы или демонстрационные шахматные доски, показывающие позиции, ходы, их количество, а также часы на них предназначены для зрителей. Игрок не может делать заявление на основании этих данных.
7. НЕВОЗМОЖНЫЕ ПОЗИЦИИ
7.1 Если в течение партии обнаруживается, что в начальной позиции таврели были расставлены неправильно, партия отменяется и играется новая.
Если в течение партии обнаруживается, что доска была установлена не так, как в п. 2.1, партия продолжается, но на правильно установленной доске.
7.2 Если партия началась с обратным цветом фигур, игра продолжается, если только арбитр не решил иначе.
7.3 Если игрок сдвинет одну или более таврелей на доске, он должен восстановить позицию за свое время. Если необходимо, партнер имеет право, не делая хода, перезапускать часы игрока для того, чтобы убедиться, что игрок восстановил позицию за свое время.
7.4 Если в процессе игры обнаруживается, что был сделан невозможный ход или что таврели были поставлены не на свои места, должна быть восстановлена позиция перед возникновением этого нарушения.
Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть установлена, партия продолжается с последней, поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала возникшему нарушению. Часы должны быть скорректированы согласно п. 6.13, а в случае невозможного хода применяется п. 4.3. После этого партия должна быть продолжена.
8. ЗАПИСЬ ХОДОВ
8.1 В процессе игры каждый игрок должен записывать ход за ходом свои ходы и ходы партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (Приложение Г), на специальном бланке. Игрок может ответить па ход партнера перед тем, как его записать.
Однако он должен записать этот свой ход перед тем, как сделать
следующий. Предложение ничьей должно быть отмечено обоими игроками (символом “=”).
Если из-за физических или религиозных причин игрок не в состоянии сам вести запись, то по решению арбитра у него до начала партии должно быть вычтено определенное время на обдумывание ходов.
8.2 Бланк записи должен быть доступен арбитру в любое время.
8.3 Бланки являются собственностью организаторов соревнования.
8.4 Если у игрока осталось на часах менее пяти минут до контроля и он не имеет дополнительного времени (30 секунд или более), добавляемого после каждого хода, то он не обязан следовать требованиям п. 8.1.
Однако сразу после падения флажка игрок должен полностью
восстановить свою запись.
8.5 Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии с п.8.4, арбитр или его помощник должен по возможности присутствовать и вести запись. В этом случае после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра или бланк партнера.
Если только один игрок не может вести запись в соответствии с п. 8.4, он должен восстановить свою запись полностью, как только упадет флажок. Если при этом его ход, он может воспользоваться бланком партнера. Игроку не разрешается продолжать партию, пока он не восстановит запись ходов и не возвратит бланк партнеру.
Если невозможно полностью восстановить запись сделанных
ходов, партнеры должны восстановить партию на другой доске под наблюдением арбитра или его помощника.
Последние должны записать фактическую позицию на доске прежде, чем начнется восстановление.
8.6 Если окажется, что записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и поэтому нельзя подтвердить то, что игрок превысил отведенное ему время, партия продолжается и делается очередной ход, который считается первым до следующего контроля, если только не очевидно, что предыдущий контроль пройден.
9. НИЧЬЯ
9.1 Игрок может предложить ничью, сделав ход на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но нарушает п. 12.5. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или не отклонит устно, или сделав ход, или партия завершится некоторым другим путем. Предложение ничьей должно быть
отмечено игроками на бланках символом “=”.
9.2 Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция (не обязательно последовательно) т р и ж д ы:
-может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход,
-уже возникла (после хода партнера).
-таврели и башни того же самого цвета и состава занимают те же поля, и возможные ходы таврелей те же самые.
Позиции не считаются одинаковыми, если ратник утратил
возможность пленения ратника партнера на проходе или если право на рокировку утрачено.
9.3 Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока,
за которым очередь хода, если:
-он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны без перемещения таврелей и построения башен,
-последние 50 ходов были сделаны без перемещения таврелей
и построения башен.
9.4 Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью согласно п.п. 9.2 и 9.3.
9.5 Если игрок заявляет о ничьей согласно п.п. 9.2 и 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.
Если такое заявление окажется правильным, партия сразу
заканчивается вничью.
Если оно окажется неправильным, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не больше чем три минуты, и добавить три минуты на обдумывание партнеру. Затем игра должна быть продолжена с объявленным ходом.
10. БЫСТРАЯ ИГРА ДО КОНЦА ПАРТИИ
10.1 “Быстрая игра до конца партии” – это последняя фаза партии, когда в течение определенного времени должны быть сделаны все оставшиеся до конца партии ходы.39
10.2 Если у игрока останется па часах менее двух минут до контроля времени, он может потребовать зафиксировать ничью перед падением его флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра. Ничья фиксируется, если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами. В противном случае он должен отложить свое решение.
Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть
добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается
в присутствии арбитра.
Откладывая решение, арбитр может впоследствии зафиксировать ничью даже после того, как флажок на часах заявителя упадет.
10.3 Невозможные ходы не обязательно ведут к проигрышу. После того, как первый невозможный ход взят назад в соответствии с п. 7.4, арбитр дает две дополнительные минуты партнеру; при втором невозможном ходе того же игрока арбитр должен дать еще две дополнительные минуты его партнеру; только при третьем невозможном ходе того же игрока арбитр засчитывает ему поражение.
10.4 Если упали оба флажка и невозможно установить, какой из них упал первым, партия считается закончившейся вничью.
11. УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
11.1 За выигрыш партии победитель получаст одно очко (1),
проигравший не получает очков (0), а за ничью оба игрока получают по пол-очка (1/2).40
12. ПОВЕДЕНИЕ ИГРОКОВ
12.1 Поведение игроков должно соответствовать высшим стандартам профессиональной этики.
12.2 В ходе партии игрокам запрещается использовать заметки, любые источники информации, советы. Анализ после окончания партии может вестись на другой доске. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей.
12.3 Во время игры игрокам и зрителям не разрешается анализ партий в игровом зале.
12.4 Игрокам не разрешается покидать игровую зону без разрешения арбитра. В игровую зону входят игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курящих, а также все другие места, определенные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения арбитра.
12.5 Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, что включает также настойчивое предложение ничьей.
12.6 Нарушение любой части п.п. 12.2 – 12.5 должно наказываться в соответствии с п. 13.4.
12.7 Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила, засчитывается поражение. Результат, который будет засчитан его партнеру, определяется арбитром.41
12.8 Если оба игрока признаются виновными согласно п. 12.7, поражение засчитывается обоим.
13. РОЛЬ АРБИТРА
13.1 Арбитр должен наблюдать, чтобы строго соблюдались Правила игры в русские шахматы.
13.2 Арбитр должен способствовать наилучшему проведению соревнования: обеспечивать хорошие игровые условия, следить, чтобы игрокам не мешали, и контролировать ход соревнования.
13.3 Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать соблюдение решений, которые он принимает, и при необходимости налагать на игроков предусмотренные наказания.
13.4 Наказания, налагаемые арбитром, включают:
-Предупреждение, -увеличение оставшегося времени партнеру,
-уменьшение оставшегося времени игроку, который нарушил Правила,
-объявление партии проигранной,
— исключение из соревнований.42
13.5 Арбитр может добавить время на обдумывание как одному, так и обоим игрокам в случае какого-то внешнего нарушения игры.
13.6 Арбитр не должен вмешиваться в игру, указывая количество сделанных ходов, за исключением случаев применения п.8.5, когда по крайней мере
один игрок использует все свое время. Арбитру следует воздержаться от сообщения игроку о том, что он забыл переключить часы или что его партнер сделал ход.
13.7 Зрители и игроки не должны разговорами вблизи или иным способом создавать помехи другим игрокам. Если необходимо, арбитр может удалить нарушителей из игрового помещения.43
ПРИЛОЖЕНИЕ
А. ОТЛОЖЕННЫЕ ПАРТИИ
А.1 Если партия не завершается к концу времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, чья очередь хода, записать свой секретный ход. Игрок должен записать его недвусмысленной нотацией на своем бланке, положить бланк и бланк партнера в конверт, заклеить конверт и только затем остановить часы, не пуская часы партнера. До остановки часов игрок сохраняет право изменять записанный ход. Если
после того, как арбитр предложил записать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на бланке как секретный ход.
Игрок, за которым очередь хода после контрольного, желающий отложить партию до окончания игрового времени, должен взять время до конца тура на себя.
А.2 На конверте должны быть указаны следующие сведения:
-фамилии партнеров,
-позиция перед записанным ходом,
-время, использованное каждым игроком,
-фамилия игрока, который записал ход,
-номер записанного хода,
-предложение ничьей, если оно было сделано перед откладыванием партии,
-дата, время и место возобновления игры.
А.З Арбитр должен проверить точность информации на конверте и отвечает за его хранение.
А.4 Если игрок предложил ничью после того, как его партнер запечатал свой секретный ход, предложение остается в силе, пока партнер не примет или не отвергнет его согласно п. 9.1.
А.5 Перед возобновлением игры на доске ставится позиция, записанная на конверте, а на часах – время, использованное каждым игроком (записанное на конверте).
А.6 Если до возобновления игры достигнуто соглашение о ничьей, или если один из игроков уведомляет арбитра, что он сдается, партия считается законченной.
А.7 Конверт вскрывается в присутствии игрока, который должен ответить на записанный ход.
А.8 Игроку засчитывается поражение, если его записанный ход:
-неоднозначный;
-такой, что его истинное значение невозможно установить;
-невозможный.
А.9 Если в назначенное время возобновления игры:
-присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, то конверт вскрывается, записанный ход делается па доске и пускаются часы;
-не присутствует игрок, который должен отвечать на  записанный ход, его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и позвать арбитра. Конверт затем вскрывается и записанный ход делается на доске. Его часы пускаются вновь.
-не присутствует игрок, который записал секретный ход, его партнер имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ход на бланке, запечатать бланк в новый конверт, остановить часы и пустить часы партнера. В этом случае конверт передается арбитру для хранения и вскрывается по прибытии партнера.
А. 10 Игроку, который опаздывает больше, чем на час к началу доигрывания, записывается поражение, исключая случаи применения п.п. 5.1 – 5.3.
А. 11 Если конверт, содержащий записанный ход, утерян, партия продолжается с отложенной позиции и со времени на часах на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок делает записанный ход на доске.
Если восстановить позицию невозможно, партия аннулируется
и должна быть сыграна заново.
А. 12 Если при возобновлении игры кто-либо из партнеров, не сделав ход, заметит, что время на часах неправильно, ошибка должна быть исправлена. Если ошибка не установлена, партия продолжается без исправления времени, если только арбитр не сочтет, что последствия этой ошибки будут слишком серьезными.
А. 13 Продолжительность доигрывания контролируется арбитром по его часам. Время начала и конца доигрывания должно быть объявлено заранее.
Б. БЫСТРАЯ ИГРА
Б.1 При “Быстрой игре” все ходы должны быть сделаны в течение фиксированного времени – от 15 и до 60 минут.
Б.2 Игра должна вестись по Правилам игры в русские шахматы кроме случаев, где они заменяются следующими правилами.
Б.3 Записывать ходы не обязательно.
Б.4 Как только игроки сделали по три хода, никакие претензии относительно неправильного расположения таврелей, ориентации доски или установки часов не принимаются.
Б.5 Арбитр должен принимать решения согласно п.п. 4 и 10, только если заявление сделано одним или обоими партнерами.
Б.6 Флажок считается упавшим после того, как заявление об этом делается игроком. Арбитр не должен сам заявлять о падении флажка.
Б.7 Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и уведомить об этом арбитра. При этом не должен быть упавшим флажок заявителя.47
В.БЛИЦ
Б.1 В “Блице” все ходы должны быть сделаны в течение фиксированного времени – менее чем за 15 минут.
Б.2 Блиц подчиняется правилам “Быстрой игры” (Приложение Б) кроме случаев, где они заменяются следующими правилами.
Б.3 Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая ответного хода, имеет право потребовать выигрыш. Однако если он сделает ответный ход, невозможный ход не может быть исправлен и игра продолжается.
Б.4 П. 10.2 не применяется.
Г. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ
Г.1 Восемь вертикалей игровой доски (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются прописными буквами русского алфавита а, б, в, г, д. е, ж, з соответственно. В международных соревнованиях или по решению проводящей соревнования организации могут быть использованы и латинские буквы – a, h, с, d, е, f, g, h. (на самом деле сейчас для записи партий используется только латиница).
Г.2 Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно.48
Г.4 Каждый ход таврели указывается обозначением через тире двух полей – откуда и куда перемещается таврель.
В печатных публикациях можно использовать изображения
таврелей.
Г.6 В случае деления башни на две части перед обозначением хода в скобках указывается, какое количество таврелей сверху снимается с башни.
Пример: (2) а2 – а8 (две таврели, верхняя – ратоборец, башни,
стоящей на поле а2, перемещаются на поле а8).
Г.7 При записи позиции (например, отложенной партии) указываются все поля, занятые таврелями. Если на поле находится башня, то указываются число таврелей и последовательно сверху вниз все таврели, входящие в состав башни.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
0-0 – короткая рокировка (с ратоборцем з1 или з8),
0-0-0 – длинная рокировка (с ратоборцем al или а8),
х – построение башни,
+ – шах,
+ + – мат.

ПРИМЕР ЗАПИСИ ПАРТИИ :
1. г2 – гЗ г8 х в7 2. 61 – вЗ з8 х з7 3. ж1 – еЗ в8 х 67 4. 62 – 64
ж7 – ж5 5. в1 х ж5 е7 – еб 6. г1 – г2 е8 – зб 7. ж5 – дЗ г7 – г5
8. вЗ х г5 з7 х д7 9. г5 – вЗ зб – ж7 10. al х а2 а7 – аб 11.el х гЗ в7 х
67 12. а2 – а4 а8 х аб 13. 0-0 еб – е5 14. а4 – в4 е5 х 64 15. (1)
гЗ х 64 67 х 64 16. вЗ х 64 (2)67 х 64 17. гЗ х 64 ж7 х 62 1 8 .
г2 – 64 аб – al 19. el х al 62 х al 20. 64 – а4+ 68 – вб
21. а4 х al ж8 – еб 22. еЗ – г2 Черные сдались (1 – 0).

Жизнь вносит в игру свои коррективы. Сейчас  все записывают партии только латиницей, указывается, с какого поля и куда был сделан ход. Образование башен не указывают, только числом показывается разделение башни, после точки координат пишется в скобках количество снятых фигур, и все! Думаю, дальше в обиходе все же появятся русские шахматы с символами обычных фигур, ведь на самой игре это никак не скажется, а научиться играть будет проще, к тому же такими шахматами можно будет играть также и в шашки и в обычные шахматы.