РУССКИЕ ШАХМАТЫ

Методика

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Методика обучения игре в Таврели (русские шахматы).

 

Филимонов Геннадий Алексеевич

тренер-преподаватель, РГДБ

 

Пояснительная записка.

 

Уже не одно тысячелетие человечество играет в интеллектуальные настольные игры. Среди этих игр наиболее популярны шахматы, шашки, нарды, го, реверси, рэндзю, домино, лото и др.

Королевой среди этих игр была и остается игра в шахматы. Достаточно посмотреть в интернете на огромное количество ссылок на сайты, посвященные шахматам. Клубы, кружки, секции разбросаны по всему миру, постоянно проводятся соревнования на самых разных уровнях, как среди детей, так и среди взрослых, среди любителей и профессионалов, между женщинами и между любыми людьми, объединенными либо во время отдыха в санаториях и курортах, либо в свободное от работы время между сотрудниками самых разнообразных организаций.

Шахматы сплачивают людей, расширяют коммуникативные возможности, развивают логику, способность сосредотачиваться на выполнении сложных интеллектуальных задач, на умении выстраивать правильную стратегию и тактику, просчитывать множество вариантов, включать работу интуиции, учитывать возможные построения партнера, уметь рисковать при необходимости и выигрывать даже порой в безнадежной позиции.

Популярность шахмат и изученность большинства вариантов, породила множество версий этой игры, начиная от шахмат Фишера и заканчивая Шведскими шахматами.

Но самым интересным открытием оказались Таврели (Русские шахматы), в которые играли наши предки еще в 8-10 веке, письменные свидетельства о которых мы находим в былинах Садко, Владимир – Красное солнышко, былины о Ставре Годиновиче – самом знаменитом шахматисте того времени.

К огромному сожалению, правила игры были утеряны при Петре Первом, но в 1996 году усилиями историков и археологов игра была восстановлена, протестирована, и сразу привлекла множество сторонников, в результате чего была создана Федерация по русским шахматам, под эгидой которой проводились разнообразные соревнования по русским шахматам, среди которых были Чемпионаты России, СНГ и Европы.

Важно, что это русская игра, уже существовавшая и вновь созданная именно в России, поэтому она является нашим национальным достоянием и нашей гордостью.

Таврели, по словам вице-президента Федерации по русским шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова, на порядок сложнее индийских шахмат, но при этом гуманнее, в них не рубят фигуры, а берут в плен, из которого их можно потом вызволить. Все фигуры остаются до конца партии на доске, составляя башни, поэтому таврели часто называют трехмерной игрой.

Несмотря на очевидную сложность, они просты в освоении, особенно для тех, кто уже играет в индийские шахматы. Таких людей можно научить играть в таврели за один вечер. Но совершенствоваться в шахматах можно всю жизнь. Именно для этого и создана настоящая методика, позволяющая с нуля освоить русские шахматы и сократить время обучения для игры на серьезном уровне.

Актуальность программы подтверждает возросшая в последнее время конкурентность и состязательность в области высоких технологий и различных инновационных сферах деятельности, где интеллектуальное развитие играет самую важную роль. Роль таврелей для создания высокоинтеллектуальной среды, где сейчас подрастают и развиваются дети, которые изменят лицо мира, нельзя не признать самой значимой для будущего нашей страны и всей планеты.

Особенностью программы является ее универсальность, она подходит как для детей, так и для взрослых людей, уже умеющих играть в шахматы. Также большое значение придается практическому аспекту игры, из которого сейчас и складывается теоретическая база для изучения тренерами-педагогами и применения ее в своей работе.

Новизна программы вытекает из того, что таврели — игра сравнительно новая по сравнению с двух тысячелетним сроком существования других интеллектуальных игр и эта методика позволяет впервые научиться играть в новую настольную игру, которая превосходит другие, как по сложности, так и по зрелищности, по глубине и увлекательности ее комбинаций. Если в индийских шахматах для выигрыша обычно достаточно просчитывать комбинацию на 5-7 ходов, то в таврелях часто необходимо смотреть вперед на 10-12 ходов.

Цель программы – приобщить, как подрастающее поколение, так и взрослых людей, к игре, развивающей интеллект, дающий в будущем огромное преимущество в мире современных технологий. Научить их использовать все богатство комбинаций и тактических приемов для победы в игре. Обеспечить приоритет в интеллектуальном развитии молодежи нашей страны.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
  1. ознакомить с историей возникновения русских шахмат, показать место таврелей среди других интеллектуальных игр.
  2. дать обучающимся теоретические знания по игре в таврели, и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  3. развивать практические навыки игры, применяя при этом теоретические положения.
  • Воспитывающие:
  1. пробудить любовь и интерес к таврелям (русским шахматам) и русской истории,
  2. научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, распределять время, уметь работать в режиме самоподготовки,
  3. научить уважать соперника, предугадывать его замыслы и противодействовать им.
  • Развивающие:
  1. развивать аналитическое мышление, память, логику, внимание, интуицию, умение сосредотачиваться, предугадывать замыслы партнера, а также другие положительные качества личности,
  2. ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об истории Древней Руси.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 2 часа в неделю

Оценка результативности обучения.

Формирование знании, умений и навыков.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • Историю шахмат, место и значение таврелей среди других интеллектуальных игр.
  • Шахматные термины (горизонталь, вертикаль, диагональ, образование башни, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «темп», «оппозиция», «ключевые поля».)
  • Шахматные фигуры (ратник, ратоборец, князь, лучник, волхв, всадник, хелги). Символы фигур. Расстановка.
  • Правила хода фигур и ратников.
  • Образование башен (построение из своих фигур, пленение, высвобождение из плена).
  • Правила разъединения башен.
  • Правила превращения ратников на последней горизонтали.
  • Роль и место волхва и ратников в составе башен.
  • Правила размена с участием фигур, образованных из ратников.
  • Сравнительная сила фигур.
  • Состав самой сильной башни.
  • Принципы игры в дебюте.
  • Редко применяемые дебюты.
  • Ловушки в дебютах.
  • Дебют центральный и его разновидности.
  • Дебют Феодосия.
  • Построение Грищенко.
  • Основы тактики и стратегии шахмат. (Вечный шах, вскрытый шах, двойной шах, спертый мат, линейный мат, двойной удар, вилка, отвлечение, завлечение, связка, перекрытие, промежуточное взятие, двойной шах, размен).
  • Подсчет ударов при размене, роль ратников в размене.
  • Порядок проведения и организации шахматных соревнований и турниров.
  • Правила этикета при игре в шахматы.

К концу учебного года обучаемые должны уметь:

  • Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Правильно совершать рокировку.
  • Объявлять шах.
  • Ставить мат.
  • Записывать шахматную партию.
  • Матовать волхва одинокой хелги, двумя ратоборцами, князем и ратоборцем, волхвом и князем, волхвом и ратоборцем, связкой хелги и князем.
  • Грамотно строить башни из шахматных фигур в дебюте.
  • Находить тактические удары.
  • Проводить комбинации.
  • Точно разыгрывать окончания.
  • Решать задачи на мат в два хода.
  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.
  • Строить и реализовывать свои стратегические планы.
  • Уметь анализировать свои ошибки и усиливать игру в следующих партиях.

 

Формой контроля результативности обучения игры в Русские шахматы (таврели) являются следующие мероприятия:

  1. Конкурс на лучшее знание истории возникновения и развития таврелей.
  2. Участие в сеансе одновременной игры с педагогом с контролем времени.
  3. Участие в двух шахматных турнирах, в конце первой декады обучения и перед выпуском.

 

 

 

 

 

 

№ п\п Наименование разделов Общее кол-во часов Теория Практика
1 История возникновения интеллектуальных игр, место и значение таврелей. Исторические сведения о них. 2 2 0
2 Расстановка, сравнительная сила фигур, их возможности, построение башен, превращение ратников, пленение в размене, двойной удар башней как основной тактический прием. 36 8 12
3 Дебютные построения 36 7 10
4 Основные тактические приемы 22 5 8
5 Окончания партии, мат с хелги. 28 5 5
6 Сеансы одновременной игры, турниры, 6 1 5
ИТОГО: 68 28 40

 

Учебно — тематический план обучения.

 

Содержание программы обучения.

Вводное занятие:

  • Комплектование группы, знакомство. Исторический экскурс в 8-10 вв Н.Э.
  • Возникновение таврелей. Читка мест из былин, где упоминаются таврели.
  • Место и значение таврелей среди других интеллектуальных игр: го, рэндзю, реверси, шашки, шахматы. Отличие от японских, китайских, корейских, шведских шахмат, шахмат Фишера. Сходство и отличие от индийских шахмат.

 Обучение.

  • Шахматная доска, горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Фигуры, сходство и отличие от индийских шахмат.
  • Ходы фигур.
  • Ратник, его расположение и превращения.
  • Построение башни
  • Пленение и высвобождение из плена.
  • Правила разъединения башни.
  • О волхве и ратниках в составе башни.
  • Хелги.
  • Самый сильный состав башни из 4-х фигур. (Князь, хелги, ратник князя и два лучника).
  • Двойной удар башни.
  • Рокировка.
  • Нападение и защита.
  • Значение волхва. Шах.
  • Мат. Цель игры.
  • Ничья. Вечный шах.
  • Пат.
  • Шахматная нотация.
  • О правилах поведения во время игры.
  • Быстрейшее развитие сил.
  • Гармоничное построение в дебюте (центральный дебют и его разновидности)
  • Ошибочная игра в дебюте.
  • Дебютные ловушки
  • Дебют Феодосия
  • Построение Грищенко
  • Поучительные партии из практики мастеров
  • Шахматные задачи. Учебные партии.
  • Тактические приемы.
  • Комбинация.
  • Мат на последний и предпоследний горизонталях.
  • Связка. Вилка.
  • Спертый мат.
  • Двойной удар.
  • Двойной шах
  • Открытое нападение.
  • Открытый шах.
  • Вскрытый шах.
  • Поочередное пленение, подсчет ударов.
  • Комбинация. Комбинация на завлечение. Комбинация на отвлечение.
  • Изгнание волхва в центр.
  • Атака на волхва с помощью хелги.
  • Атака на позицию рокировки.
  • Три стадии шахматной партии; дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
  • Матование одинокого волхва одной хелги.
  • Мат князем и волхвом.
  • Мат двумя ратоборцами.
  • Мат ратоборцем и волхвом.
  • Как оценивать позицию.
  • Оппозиция.
  • Преимущество во времени. Цейтнот.
  • Анализ партий.
  • Что такое стратегия и стратегический план.
  • Нотация, запись партии.

 

Материально-техническая база.

Для проведения занятий требуются:

  • Просторный, хорошо освещенный и проветриваемый кабинет.
  • Удобные для парной игры столы и стулья.
  • Шахматные доски и шахматы (1 комплект на каждого обучаемого).
  • Шахматные часы (1 часы на 2 обучаемых).
  • Демонстрационные доски и шахматные фигуры (1 комплект).
  • Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
  • Наглядные пособия, дидактические материалы.

 

Методическая литература.

  1. Русские шахматы: правила игры и методические рекомендации по обучению. В.Ивановский, З.Исаев, Ю.Долженков, Д.Корнилович, О.Свирин.
  2. Русские шахматы. Таврели. В.Ивановский, О.Свирин.
  3. Таврели – русские шахматы. Теория и практика дебютов. Г.Филимонов.