Методика обучения игре в Таврели (русские шахматы).
Филимонов Геннадий Алексеевич
тренер-преподаватель, РГДБ
Пояснительная записка.
Уже не одно тысячелетие человечество играет в интеллектуальные настольные игры. Среди этих игр наиболее популярны шахматы, шашки, нарды, го, реверси, рэндзю, домино, лото и др.
Королевой среди этих игр была и остается игра в шахматы. Достаточно посмотреть в интернете на огромное количество ссылок на сайты, посвященные шахматам. Клубы, кружки, секции разбросаны по всему миру, постоянно проводятся соревнования на самых разных уровнях, как среди детей, так и среди взрослых, среди любителей и профессионалов, между женщинами и между любыми людьми, объединенными либо во время отдыха в санаториях и курортах, либо в свободное от работы время между сотрудниками самых разнообразных организаций.
Шахматы сплачивают людей, расширяют коммуникативные возможности, развивают логику, способность сосредотачиваться на выполнении сложных интеллектуальных задач, на умении выстраивать правильную стратегию и тактику, просчитывать множество вариантов, включать работу интуиции, учитывать возможные построения партнера, уметь рисковать при необходимости и выигрывать даже порой в безнадежной позиции.
Популярность шахмат и изученность большинства вариантов, породила множество версий этой игры, начиная от шахмат Фишера и заканчивая Шведскими шахматами.
Но самым интересным открытием оказались Таврели (Русские шахматы), в которые играли наши предки еще в 8-10 веке, письменные свидетельства о которых мы находим в былинах Садко, Владимир – Красное солнышко, былины о Ставре Годиновиче – самом знаменитом шахматисте того времени.
К огромному сожалению, правила игры были утеряны при Петре Первом, но в 1996 году усилиями историков и археологов игра была восстановлена, протестирована, и сразу привлекла множество сторонников, в результате чего была создана Федерация по русским шахматам, под эгидой которой проводились разнообразные соревнования по русским шахматам, среди которых были Чемпионаты России, СНГ и Европы.
Важно, что это русская игра, уже существовавшая и вновь созданная именно в России, поэтому она является нашим национальным достоянием и нашей гордостью.
Таврели, по словам вице-президента Федерации по русским шахматам Анатолия Евгеньевича Карпова, на порядок сложнее индийских шахмат, но при этом гуманнее, в них не рубят фигуры, а берут в плен, из которого их можно потом вызволить. Все фигуры остаются до конца партии на доске, составляя башни, поэтому таврели часто называют трехмерной игрой.
Несмотря на очевидную сложность, они просты в освоении, особенно для тех, кто уже играет в индийские шахматы. Таких людей можно научить играть в таврели за один вечер. Но совершенствоваться в шахматах можно всю жизнь. Именно для этого и создана настоящая методика, позволяющая с нуля освоить русские шахматы и сократить время обучения для игры на серьезном уровне.
Актуальность программы подтверждает возросшая в последнее время конкурентность и состязательность в области высоких технологий и различных инновационных сферах деятельности, где интеллектуальное развитие играет самую важную роль. Роль таврелей для создания высокоинтеллектуальной среды, где сейчас подрастают и развиваются дети, которые изменят лицо мира, нельзя не признать самой значимой для будущего нашей страны и всей планеты.
Особенностью программы является ее универсальность, она подходит как для детей, так и для взрослых людей, уже умеющих играть в шахматы. Также большое значение придается практическому аспекту игры, из которого сейчас и складывается теоретическая база для изучения тренерами-педагогами и применения ее в своей работе.
Новизна программы вытекает из того, что таврели — игра сравнительно новая по сравнению с двух тысячелетним сроком существования других интеллектуальных игр и эта методика позволяет впервые научиться играть в новую настольную игру, которая превосходит другие, как по сложности, так и по зрелищности, по глубине и увлекательности ее комбинаций. Если в индийских шахматах для выигрыша обычно достаточно просчитывать комбинацию на 5-7 ходов, то в таврелях часто необходимо смотреть вперед на 10-12 ходов.
Цель программы – приобщить, как подрастающее поколение, так и взрослых людей, к игре, развивающей интеллект, дающий в будущем огромное преимущество в мире современных технологий. Научить их использовать все богатство комбинаций и тактических приемов для победы в игре. Обеспечить приоритет в интеллектуальном развитии молодежи нашей страны.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- ознакомить с историей возникновения русских шахмат, показать место таврелей среди других интеллектуальных игр.
- дать обучающимся теоретические знания по игре в таврели, и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- развивать практические навыки игры, применяя при этом теоретические положения.
- Воспитывающие:
- пробудить любовь и интерес к таврелям (русским шахматам) и русской истории,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, распределять время, уметь работать в режиме самоподготовки,
- научить уважать соперника, предугадывать его замыслы и противодействовать им.
- Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, память, логику, внимание, интуицию, умение сосредотачиваться, предугадывать замыслы партнера, а также другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об истории Древней Руси.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 2 часа в неделю
Оценка результативности обучения.
Формирование знании, умений и навыков.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- Историю шахмат, место и значение таврелей среди других интеллектуальных игр.
- Шахматные термины (горизонталь, вертикаль, диагональ, образование башни, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «темп», «оппозиция», «ключевые поля».)
- Шахматные фигуры (ратник, ратоборец, князь, лучник, волхв, всадник, хелги). Символы фигур. Расстановка.
- Правила хода фигур и ратников.
- Образование башен (построение из своих фигур, пленение, высвобождение из плена).
- Правила разъединения башен.
- Правила превращения ратников на последней горизонтали.
- Роль и место волхва и ратников в составе башен.
- Правила размена с участием фигур, образованных из ратников.
- Сравнительная сила фигур.
- Состав самой сильной башни.
- Принципы игры в дебюте.
- Редко применяемые дебюты.
- Ловушки в дебютах.
- Дебют центральный и его разновидности.
- Дебют Феодосия.
- Построение Грищенко.
- Основы тактики и стратегии шахмат. (Вечный шах, вскрытый шах, двойной шах, спертый мат, линейный мат, двойной удар, вилка, отвлечение, завлечение, связка, перекрытие, промежуточное взятие, двойной шах, размен).
- Подсчет ударов при размене, роль ратников в размене.
- Порядок проведения и организации шахматных соревнований и турниров.
- Правила этикета при игре в шахматы.
К концу учебного года обучаемые должны уметь:
- Правильно расставлять фигуры перед игрой.
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Правильно совершать рокировку.
- Объявлять шах.
- Ставить мат.
- Записывать шахматную партию.
- Матовать волхва одинокой хелги, двумя ратоборцами, князем и ратоборцем, волхвом и князем, волхвом и ратоборцем, связкой хелги и князем.
- Грамотно строить башни из шахматных фигур в дебюте.
- Находить тактические удары.
- Проводить комбинации.
- Точно разыгрывать окончания.
- Решать задачи на мат в два хода.
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.
- Строить и реализовывать свои стратегические планы.
- Уметь анализировать свои ошибки и усиливать игру в следующих партиях.
Формой контроля результативности обучения игры в Русские шахматы (таврели) являются следующие мероприятия:
- Конкурс на лучшее знание истории возникновения и развития таврелей.
- Участие в сеансе одновременной игры с педагогом с контролем времени.
- Участие в двух шахматных турнирах, в конце первой декады обучения и перед выпуском.
№ п\п | Наименование разделов | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | История возникновения интеллектуальных игр, место и значение таврелей. Исторические сведения о них. | 2 | 2 | 0 |
2 | Расстановка, сравнительная сила фигур, их возможности, построение башен, превращение ратников, пленение в размене, двойной удар башней как основной тактический прием. | 36 | 8 | 12 |
3 | Дебютные построения | 36 | 7 | 10 |
4 | Основные тактические приемы | 22 | 5 | 8 |
5 | Окончания партии, мат с хелги. | 28 | 5 | 5 |
6 | Сеансы одновременной игры, турниры, | 6 | 1 | 5 |
ИТОГО: | 68 | 28 | 40 |
Учебно — тематический план обучения.
Содержание программы обучения.
Вводное занятие:
- Комплектование группы, знакомство. Исторический экскурс в 8-10 вв Н.Э.
- Возникновение таврелей. Читка мест из былин, где упоминаются таврели.
- Место и значение таврелей среди других интеллектуальных игр: го, рэндзю, реверси, шашки, шахматы. Отличие от японских, китайских, корейских, шведских шахмат, шахмат Фишера. Сходство и отличие от индийских шахмат.
Обучение.
- Шахматная доска, горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Фигуры, сходство и отличие от индийских шахмат.
- Ходы фигур.
- Ратник, его расположение и превращения.
- Построение башни
- Пленение и высвобождение из плена.
- Правила разъединения башни.
- О волхве и ратниках в составе башни.
- Хелги.
- Самый сильный состав башни из 4-х фигур. (Князь, хелги, ратник князя и два лучника).
- Роль всадника в башне
- Двойной удар башни.
- Рокировка.
- Нападение и защита.
- Значение волхва. Шах.
- Мат. Цель игры.
- Ничья. Вечный шах.
- Пат.
- Шахматная нотация.
- О правилах поведения во время игры.
- Быстрейшее развитие сил.
- Гармоничное построение в дебюте (центральный дебют и его разновидности)
- Ошибочная игра в дебюте.
- Дебютные ловушки
- Ранние дебюты
- Дебют «Змейка»
- Дебют Феодосия
- Построение Грищенко
- Дебюты со всадником в башне
- Роль ратника при поочередном пленении
- Поучительные партии из практики мастеров
- Шахматные задачи. Учебные партии.
- Тактические приемы.
- Комбинация.
- Мат на последний и предпоследний горизонталях.
- Связка. Вилка.
- Спертый мат.
- Двойной удар.
- Двойной шах
- Открытое нападение.
- Открытый шах.
- Вскрытый шах.
- Поочередное пленение, подсчет ударов.
- Комбинация. Комбинация на завлечение. Комбинация на отвлечение.
- Изгнание волхва в центр.
- Атака на волхва с помощью хелги.
- Атака на позицию рокировки.
- Три стадии шахматной партии; дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
- Матование одинокого волхва одной хелги.
- Мат князем и волхвом.
- Мат двумя ратоборцами.
- Мат ратоборцем и волхвом.
- Как оценивать позицию.
- Оппозиция.
- Преимущество во времени. Цейтнот.
- Анализ партий.
- Что такое стратегия и стратегический план.
- Нотация, запись партии.
Материально-техническая база.
Для проведения занятий требуются:
- Просторный, хорошо освещенный и проветриваемый кабинет.
- Удобные для парной игры столы и стулья.
- Шахматные доски и шахматы (1 комплект на каждого обучаемого).
- Шахматные часы (1 часы на 2 обучаемых).
- Демонстрационные доски и шахматные фигуры (1 комплект).
- Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
- Наглядные пособия, дидактические материалы.
Методическая литература.
- Русские шахматы: правила игры и методические рекомендации по обучению. В.Ивановский, З.Исаев, Ю.Долженков, Д.Корнилович, О.Свирин.
- Русские шахматы. Таврели. В.Ивановский, О.Свирин.
- Таврели – русские шахматы. Теория и практика дебютов. Г.Филимонов.